BreketyModno.ru
962
03 Янв 2022
Когда формируется прикус у ребенка

Периоды формирования прикуса означают этапы естественного развития зубочелюстного аппарата. Начинается этот процесс в детстве, а завершается после достижения половой зрелости, когда динамика роста значительно замедляется. Так как большинство этапов происходят в период, когда человек ещё не способен осознанно оценивать и контролировать их из-за возраста, то эта задача полностью ложится на родителей, которые должны осуществлять работу над стоматологическим здоровьем ребёнка.

Основные этапы

Многие факторы, влияющие на состояние прикуса в будущем, начинают действовать ещё во время внутриутробного развития. К ним относятся наследственность, характер протекания беременности, получение травм беременной, наличие TORCH-инфекций и т.д. Во время эмбрионального периода происходит закладка черепных костей, в том числе – верхнечелюстной и нижнечелюстной кости, развитие альвеолярного отростка и формирование зубных зачатков. Любой сбой на этой стадии влечёт серьёзные последствия и требует сложных восстановительных методов.

Самые значительные нарушения формы лица и челюстей могут произойти в первом триместре беременности. После четвёртого месяца стартует минерализация временных резцов, а после седьмого – клыков и моляров. Именно в эти сроки определяется степень минерализации, состав эмали и дентина. Во второй половине беременности происходит закладка постоянных зубов и активный рост черепа.

Основные периоды формирования начинаются сразу после рождения, пассивное развитие сменяется активными действиями со стороны ребёнка и окружающей среды.

Ортодонты по общепринятой классификации выделяют пять периодов:

  • первый – от рождения до прорезывания первого молочного зуба (до полугода);
  • второй – с полугода до трёх лет;
  • третий – от трёх до шести лет;
  • четвёртый – от шести до двенадцати лет;
  • пятый – от двенадцати до пятнадцати лет.

Формирование прикуса

Эти сроки указаны ориентировочно. Если задержка очередного периода незначительная, то это считается вариантом нормы, но если какой-то из этапов смещается значительно, то ортодонты рассматривают это в качестве нарушения, выявляют причину и ищут способы решения проблемы.

Первый

В подавляющем числе случаев у новорожденных отсутствуют зубы. Альвеолярные дуги у них имеют форму относительно ровного полукруга. Нижняя челюсть смещена назад, а между верхней и нижней челюстью обнаруживается щель размером до 1,5 см. Такие особенности лучшим образом обеспечивают грудное питание. Для сосания анатомия новорожденного подходит идеально, а речь пока что не задействована, жевание тоже не осуществляется. Формирование мышц, задействованных в звукообразовании, происходит благодаря тому, что во время сосания язык упирается во внутреннюю поверхность щёк и губы.

На этом этапе челюсти расположены по типу прогнатического прикуса, который до появления молочных зубов считается физиологичным, то есть нормальным.

Второй

Этот период с шести месяцев до трёх лет ознаменован постепенным прорезыванием молочного комплекта. В прикорм постепенно вводится пища с другой консистенцией, арсенал звуков малыша пополняется – всё это влияет на рост и формирование зубочелюстного аппарата. Постепенно нижнечелюстная кость продвигается вперёд.

Характерными признаками нормального процесса развития для этого этапа являются следующие:

  • выраженное перекрытие верхними резцами нижних;
  • зубные ряды принимают форму полуокружности;
  • во время смыкания зубных дуг верхний клык занимает положение между нижним клыком и моляром;
  • тремы и диастемы (межзубные щели) отсутствуют.

Функция сосания начинает постепенно ослабевать к двум годам и практикуется активное жевание твёрдой пищи. Развивается правильное глотание взамен пассивному, формируется речь.

Прорезывание зубов у детей

Третий

В дошкольном возрасте у ребёнка сохраняется высокий темп роста черепных костей. На протяжении третьего периода формирования прикуса продолжают активно развиваться функции жевания, глотания и речи, и к концу этого этапа они должны завершить своё становление.

Признаки нормального прикуса в этот промежуток такие:

  • из-за роста челюстей и параллельного сохранения начальных размеров молочного комплекта могут постепенно появиться и увеличиваться тремы и диастемы – межзубные щели;
  • заметно стирание естественных бугров на эмали в точках приложения силы при жевании;
  • резцовое перекрытие уменьшается и иногда соответствует прямому прикусу;
  • могут присутствовать признаки смешанного прикуса.

Четвёртый

С началом младшего школьного возраста стартует четвёртый этап становления зубочелюстного аппарата, который продолжается приблизительно до двенадцати лет. Главный признак – начало выпадения молочных зубов и прорезывание на освободившемся месте постоянных. В норме этот процесс не вызывает сильного физического дискомфорта или болезненных ощущений. Размер челюстных костей продолжает увеличиваться.

Главные признаки к завершению этого этапа:

  • перекрытие нижней зубной дуги верхней составляет не более 1/3;
  • верхняя зубная дуга приобретает форму параболы, а нижняя – полуэллипс;
  • межзубные промежутки отсутствуют.

При осмотре ротовой полости стоматолог обращает внимание на то, чтобы мезиально-щечный бугор первого моляра верхней челюсти попадал в поперечную борозду одноименного зуба-антагониста, расположенного напротив.

Прикус школьника

Пятый

С двенадцати до пятнадцати лет происходит завершающий период формирования прикуса. Наблюдается окончательная смена временного комплекта постоянными резуами, молярами и премолярами. У каждого зуба есть два антагониста. Нормальный прикус должен быть ортогнатическим, без скученности и смещения отдельных элементов за общую линию зубной дуги.

Негативные факторы

Во время формирования прикуса организм ребёнка подвергается большому количеству факторов, которые могут нарушать этот процесс. Чем младше ребёнок, тем быстрее появляются отклонения от нормы, так как рост всех элементов зубочелюстного аппарата происходит с высокими темпами.

Моменты, которые вызывают быстрые изменения в худшую сторону:

  • врождённые анатомические несоответствия челюстных костей;
  • нарушения водно-солевого обмена;
  • нарушения функции эндокринной системы;
  • сбой парности прорезывания;
  • ранняя потеря отдельных зубных элементов;
  • нарушение носового дыхания;
  • вредные привычки – сосание пустышки, пальцев, закусывание губы, щёк и т.д.;
  • отсутствие своевременного стоматологического обслуживания.

Профилактика

Профилактика очень важна. Основные пункты следующие:

  • рациональное питание женщины в момент планирования беременности и во время вынашивания плода;
  • осмотр ортодонта в первое время после рождения ребёнка для обнаружения врождённых аномалий;
  • профилактика рахита;
  • по возможности кормление грудью или с применением анатомических и ортодонтических сосок на бутылочках для кормления;
  • обеспечение нормального положения головы во время сна;
  • формирование физиологичной осанки;
  • раннее отучивание от пустышки;
  • борьба с вредными привычками;
  • периодичные осмотры у стоматолога.

Некоторые родители думают, что до появления постоянного комплекта зубов заниматься формированием прикуса нет смысла. На практике оказывается, что большинство отклонений происходит именно в период становления зубочелюстного аппарата.

Меню
Мы в соцсетях
Для связи с нами